Криничеватое, Церковь Евангельских Христиан Баптистов


Адрес: 
ул. Набережная, 33, Дом молитвы
Контакты: 
+38 (098) 940 05 50

Церковь села Криничеватое, 2009 годГод создания — 1875-й. Самая старшая церковь в Днепропетровской области. В 2009-м году — 47 членов. Служение пресвитера в церкви несёт Иван Иванович Кушнир.

Рассказали те, кого уже нет в живых, да и переписано с записей тех, кто уже отошел в вечность. Благодарность им за то, что обратили в свое время внимание на страницы истории, малую долю которых мы имеем честь представить Вашему вниманию.

Получив в своей вере оправдание во Христе Иисусе, Петр Игнатьевич Лысенко, первый из тех, кто начал проповедь Евангелия Христова в селе Софиевка, а позже и в Криничеватом, нес живое слово Благой вести своим соседям и другим людям, к которым просто приходил в дом для беседы. В своей хате, где он жил, Петр Игнатьевич просто открыл читальный зал, куда любой желающий мог прийти, почитать Евангелие и побеседовать. Лысенко Пётр ИгнатьевичПоначалу его беседы казались странными, но, позднее рассудив, люди убеждались в правоте брата Лысенко, объяснявшего им Евангелие. В беседах между собой, люди говорили, что Лысенко объясняет Евангелие правильно, по-написанному. Петр Игнатьевич обращал внимание на то, что предания и традиции не главное в учении, основным является живое Слово Иисуса Христа. Они же, принимая это, начинали новую жизнь по вере.

В Криничеватом, где сердечная почва для Слова Божьего была весьма восприимчива, первыми уверовавшими были четыре родных брата Кузьменко, Исакий Яковлевич Ходак, Исакий Ивлевич Осташко, Кондрат Леонтьевич Криворотько, Поликарп Головко и другие.

Поздее Александро-софиевскую группу верующих Евангельских Христиан Баптистов тогда посещали братья благовестники Ратушный, Рябошапка, Стоялов, Головченко и другие. Они подкрепляли и утверждали их в вере по Евангелию Христову служить Господу.

Гонения с каждым днем нарастали все более и более, пока дошло и до местного священника церковно-приходской школы, который начал проводить свою работу противодействия другим способом. Он собирал евангельских верующих в школу для бесед с остальными односельчанами, как совратившихся мирян. Но зачастую в этих беседах священник был бессилен доказать свою правоту, не до конца достаточно изучив Священное Писание. Тогда он стал приглашать других священников, как бы усиливая свои позиции. Но братья, хорошо изучившие Евангелие с силой Духа Святого зачастую умело противостояли во время диспутов. Бог давал им силы побеждать все трудности.

Христианская община с.Криничеватое, 1947 годБеседы велись вокруг таких догматических вопросов, как крещение младенцев, крестное знамение рукой, поклонение иконам и др. Не имея успеха у многих слушателей односельчан, священники воспользовались своим правом предать наших братьев суду, как еретиков, отступников от православной церкви и развращающих народ своими проповедями.

В 1885 году Мировой суд предал некоторых верующих тюремному заключению.

Стоялова и Головченко, по три года каждому, с высылкой их для отбытия сроков в дальние места Сибири. Братьев Лысенко, Бажанова и Гошко — по одному году тюремного заключения, с отбыванием в Екатеринославской (ныне, Днепропетровской) тюрьме. Осудили их с оговоркой, что прекратив распространение своего учения по ходатайству односельчан, они могут быть освобождены из тюрьмы и приняты обществом в свои дома в родные села. В противном случае они будут высланы за пределы Екатеринославской губернии.

Из докладной полицейского пристава 4 стана Екатеринославского уезда
№177 от 22.11.1909 г. (секретно)

Имею честь сообщить, что в 4 стане имеется Криничеватская община русских христиан-баптистов евангелического исповедания, в коей насчитывается 127 душ. Сектантством заражены д.Криничеватая и Софиевка Лошкаревской волости и с.Красногригорьевка, той же волости. Характер и направление этой секты — привлечь к своей общине лиц других вероисповеданий, затем любовь друг к другу и строгое подчинение начальствующим лицам.

Пристав 4 стана Екатеринославского уезда Кириллов В.М.
(ЦГИАК Украины, ф.313 оп.2 д.2189 л.2189 242, Рукопись оригинал)

Церковь Криничеватого, 1952 годВ 1921 году число детей Божиих увеличилось и приблизилось к 35-ти. В разные годы вплоть до оккупации и позднее в Криничеватом трудились братья Бондаренко Иван, Сидор Павел, Ходак Афанасий Исакович (пресвитер церкви) и другие. Существовал хор, совершались служения, отмечались праздники. В церкви было около пятидесяти членов. История служения этой церкви почти ничем не отличается от жизни других церквей. Она, и крепла, и ослабевала, вместе со всеми. Она была и сегодня остается искрой в несгораемом свете учения Христова на земле.

Бухтиенко Ульяна Андреевна, член церкви с 1942 года, 91 год, рассказывает: «Я покаялась и принимала крещение в Яковлевке. Нас крестилось семь человек, преподавал крещение брат Яков Донченко, пресвитер. У нас пел хор, регулярно проводились служения. Это была молодость, вдохновение, радость. Кроме всех христианских праздников в сороковых годах мы стали отмечать день Единства. Бухтиенко Ульяна Андреевна, член церкви с 1942 года, 91 годМы читали журналы из Москвы, по журналам я знала братьев проповедников: Житкова, Каргеля, Проханова. Всегда, где бы мы ни были, сеяли в поле, или вязали снопы, когда собирались вместе, всегда пели. Это была наша прекрасная пора. Мое счастье, что Бог меня призвал. От самого крещения Он дал мне дар гостеприимства, который я всегда берегла и применяла в жизни.

Ходак Антонина Александровна, член церкви с 1970 года говорит: Мои родители были православными. Я вышла замуж. Ходак Антонина Александровна, член церкви с 1970 годаПоначалу муж сам посещал церковь без меня, мы имели двоих детей, и я часто была недовольна его отсутствием. Потом я поняла, что мирская жизнь ничего хорошего мне не дает. Бог через испытания сделал так, что и я покаялась и стала членом церкви. На работе были насмешки, но я не обращала внимания.

Мой муж был служителем, я ему старалась помогать во всем. Сегодня его со мной уже нет, и мое счастье в том, что я в Господе!

Сегодня, спустя уже почти 135 лет со дня основания Криничеватской церкви, сестры вдохновенно поют свою песнь о небесных обителях:

Я новое небо и землю увижу по слову Творца,
и славу от Бога приемлю, я буду счастлив без конца,
Там поют с торжеством, ожидают меня пред Христом,
Там мой крест будет снят, и мне скажут:
«Ты Богом принят!»

Богослужение в Криничеватом, 2009 годСнятия какого креста ожидают эти сестрички? Может быть, креста жизненных тягот и лишений, может быть креста долгого ожидания и бесконечного терпения? Они не теряют надежды. Они молятся о своих близких. Они верят.

Последние комментарии