История днепропетровского объединения церквей ЕХБ


Население области около 3 374 000 человек, населенных пунктов – 1507, городов – 21
Количество церквей ВСО ЕХБ – 91,
Церквей с количеством до 150 душ – 84, до 300 – 3, свыше 300 – 4 церкви.

Конец пятидесятых – начало шестидесятых годов девятнадцатого столетия в Днепропетровской области (тогда – Екатеринославской губернии) обозначены оживлением евангельского пробуждения украинцев. Основными предпосылками этого были свободолюбивый дух народа и поиск правды Божьей. Отдельные личности, ищущие выхода из духовных непониманий, читая Евангелие, находили его там. В меру своих познаний, они делились своими духовными открытиями с другими искателями правды Божьей. Так появились первые местные сельские проповедники – предвестники евангельского пробуждения в Украине, «шалапутства» – как народная молва прозвала новое религиозное движение. Отдельные вехи этого сорока-пятидесятилетнего периода очень кратко представлены в рассказах об истории и процессе становления других церквей евангельских христиан и баптистов области. Новомосковский женский монастырь, например, своим развитием и благосостоянием обязан «шалапуту» Петру Дуплию, крестьянину села Прядивки, Новомосковского уезда.

Яков Бажанов и Петр ЛысенкоВ те далекие годы в наших краях расположились немецкие поселения-колонии, жители которых в большей части были менонитами. В одной из таких колоний Фриденсфельд (ныне Мирополь), работал батраком молодой крестьянин из Софиевки Петр Лысенко. Наблюдая за тем, как проводят жизнь верующие менониты, как они постоянно читают Слово Божье, молятся, не имея икон и не осеняя себя крестным знамением, он пытался вникнуть в Евангелие и убедиться в правильности этого исповедания.

В 1870 году он сознательно пришел к живой вере во Христа и 15 июля 1875 года принял водное крещение. Весть о том, что Петра Лысенко «перекрестили», быстро облетела село Софиевку. Узнал об этом и его отец, который жестоко наказал его, вкровь избил, и при этом заявил: «ты мне больше не сын, чтобы я не видел тебя в своей хате». На эту беду сердечно откликнулись братья менониты, приняли его, вылечили и помогли быстро построить хату, в которой он и жил до своей смерти. Так Слово Божье сеялось на добрую почву. Позднее Александро-софиевскую группу верующих баптистов посещали благовестники Ратушный, Рябошапка, Головниченко, Стоялов и другие. Они подкрепляли и утверждали их в вере.

Гонения с каждым днем нарастали все более и более, в 1886 году Мировой суд предал некоторых верующих тюремному заключению.

Из донесения прокурора Екатеринославского окружного
суда Н. Захарова      5 декабря 1887 года

В дополнение к представлению от 9 декабря 1886 года имею честь донести Вашему Превосходительству, что дело о сектантах Стоялове, Головниченко и др., обвиняемых в распространении секты баптистов заслушано в Екатеринославском Окружном суде 7 ноября (сего года) с участием присяжных заседателей, вердиктом которых все признаны виновными… и приговорены: Сафрон Головниченко, Андрей Стоялов, Петр Лысенко, Семен Гошко, Федот Шипша, Яков Бажанов и Лаврентий Коряков… к лишению всех прав и преимуществ. Первые два: Головниченко и Стоялов на один год и три месяца, а остальные в тюрьму на восемь месяцев каждый.

Копия донесения предоставлена Его Превосходительству Министру Юстиции при рапорте № 4033

ЦГИАК Украины ф. 419 оп 3, д. 60 л 365 Рукопись, оригинал

Община развивалась, и почва распространения нового здравого учения становилась тверже. Скоро слух о «новой вере» распространился по всей Екатеринославской губернии. Господь совершал великое пробуждение в народе. В селе Томаковка в 1910 г. трижды совершалось крещение уверовавших, присоединилось около 170 человек. К этому времени образовались общины в селах Царская милость (Новокиевка), Новониколаевка, Томаковка и Красногригорьевка.

Изображение Притеснения продолжались вплоть до революции 1917 года и только с принятием указов о веротерпимости гонения со стороны священников поубавились. Тем не менее, быстрый рост количества и влияния евангельских христиан и баптистов начал беспокоить власть. В 1928-1930 гг. прокатилась первая волна репрессий против протестантов. Особенно отмечен конец тридцатых годов активностью деятельности советских карательных органов.

Изображение Послабление гонений наметилось в годы Второй мировой войны. В оккупированных Германией областях оживала религиозная жизнь. Немцы благосклонно относились к украинским протестантам, среди которых было много этнических немцев и позволили Днепропетровским баптистам и евангельским христианам открыть в городе общий молитвенный дом. Объединенная община, которой руководили Шаповалов Данил Данилович, Мельников Николай Николаевич и Бондаренко Андрей Михайлович, насчитывала до тысячи членов. Кроме того, был приглашен из Кировограда И.Я. Татарченко, который занимался организацией областного объединения, а также созданием Всеукраинского союза ЄХБ.

Изображение С целью закрепить духовный союз евангельских христиан и баптистов, было решено созвать Шестой Всеукраинский съезд, который проходил 18-20 июля 1943 г. в г. Днепропетровске. Присутствующие делегаты рассказали, что в Восточной Украине совершают служение 713 общин с численностью до 32 000 членов. Здесь, на съезде было образовано Днепропетровское Всеукраинское объединение евангельских христиан – баптистов. Свидетели склонны считать время съезда началом работы Областного объединения церквей в том виде, каким мы знаем его сегодня.

Главой Всеукраинского союза был избран Д. Д. Шаповалов (1909-1980). Секретарем – А. И. Бордовский. Союз начал выдавать газету "Молодой Виноградник" в рукописном виде. Печатание планировалось наладить в Новомосковске, но в связи с приближением линии фронта этого не произошло.

Изображение Советские карательные органы, после возвращения, открыли новые репрессии против верующих. Практически все руководство Всеукраинского союза арестовали и обвинили в сотрудничестве с оккупантами.

Хрущевская "оттепель" отметилась оживлением церковной жизни, увеличением количества верующих. Однако этот период длился недолго. С конца пятидесятых начался новый этап притеснений, который продолжался до конца восьмидесятых годов. Изображение Хоть они и не сопровождались, как в сталинские времена, убийствами и ссылкой в концлагеря, тем не менее, преследовали целиком понятную цель: ликвидацию общин административным путем. Снова была парализована работа среди детей и молодежи, подавлены все миссионерские и благие инициативы, деятельность общин была ограничена только богослужениями и собраниями для изучения Библии. Верующую молодежь не допускали в высшие учебные заведения. Детей вообще запрещали приводить на собрания.

Изображение Следует сказать, что Днепропетровская область, обладая промышленным и военным потенциалом, была долгое время закрытой территорией для посещения иностранных гостей. Советские спецслужбы старались распространением неправдивых слухов и официальной антирелигиозной пропагандой убедить общество во вреде баптистов и их деятельности. Здесь, в Днепропетровской области, это было активно, как нигде в другом месте.

Заметный след служения в Днепропетровском областном объединении после ареста в 1944 г. первого старшего пресвитера Шаповалова Д.Д., оставили братья Мельников Н.Н. с 1945 по 1955 гг, после короткого времени Галенко В.М. по 1976 год, с 1977 по 1994 гг – Цуман Н.Г., с 1994 по 2002 гг - Корнута С.И. и с 2002 г по настоящее время Бокоч С.В.

Изображение Сегодня, пресвитерский совет Днепропетровского областного объединения ЕХБ, выполняя Христову заповедь идти и учить все народы, приоритетным направлением своего служения определяет евангелизацию, включающую палаточное служение, миссионерское и, как следствие, образование новых церквей.

Рассказывает Н.И. Демин, в недавнем, руководитель отдела организации новых церквей, заместитель ст. пресвитера по области: «Мы понимали, к чему призывает нас Господь. Братья из поместных церквей, как в Днепропетровске, так и в других регионах области, собирались вместе и практиковали обучение по организации новых церквей. Не всегда все складывалось так, как хотелось. Курс обучения прослушали немало братьев, но церкви открывали далеко не все. Изображение Тем, кто понимал, что за теорией знаний нужна практика благовестия, и при этом прилагал усилия, Господь ответил своим благословением. Братья А. Мельничук, В. Шектор создали церкви в Криворожском районе. Братья Ф.Абрамов, Д. Абрамов, В. Кухарь в Новомосковском районе, Д. Лепин в Днепропетровске. Н. Демин в Никополе. Братья открывали малые группы в других населенных пунктах области.» В то время ст. пресвитером по области  Корнутой С.И. уделялось особенное внимание этому служению, да и сегодня, каждое областное пресвитерское совещание начинается обсуждением именно этого важного вопроса.

Изображение Изображение

Большое содействие и помощь в служении по области оказывает пастор-миссионер из южной баптистской конвенции США Майк Рей. Он живет в Днепропетровске уже 11 лет. При его содействии в области построено около 45 молитвенных домов. Он проводит семинары с лидерами, координирует приезд команд медработников и преподавателей – христиан из США. Майк Рей говорит: «Сегодня, насаждая новые церкви – мы стремимся быть услышанными любым поколением!»

Изображение Изображение

ИзображениеОтветственный за миссионерское и палаточное служение Александр Романюк ищет новые пути действенно заниматься этим и всегда повторяет: «Каждый христианин – благовестник, и Слово Божье – в каждый дом!»

Заместитель Главы Всеукраинского объединения церквей ЕХБ С.И. Корнута рассказывает о том, что не было в Днепропетровской области, да и в Украине, церкви, где бы не знали таких братьев, как Пушкин А.И. и Беспалов А.Д. «Еретики» в хорошем смысле этого слова, несли в своей проповеди свежее слово, дарили окружающим вдохновение и ощущение радости. До самой своей кончины каждый из них был примером преданности Богу и образцом служения.

Изображение Изображение

Изображение Он также отмечает благодарность многих давних членов церквей области старшему пресвитеру Цуману Николаю Герасимовичу (годы служения с 1977 по 1994) и его заслугу в том, что в период воинствующего атеизма, их церкви сохраняли христианский порядок, боролись за духовную чистоту, отстаивали принципы здравого учения.

Совсем недавно начал свое служение реабилитационный центр. Менеджер центра Дубривный Н.Н. и духовный наставник Федоров Э.А. свое служение направляют на алко- и наркозависимых людей, убеждая их о необходимости изменить жизнь, принять Господа в сердце, чем помочь себе и другим адаптироваться к нормальной общественной деятельности. Изображение Под попечением центра находится постоянно около 10 человек. Н.Н. Дубривниый всегда повторяет им: «Если вы хотите изменить жизнь, служите Господу и Он будет действовать через вас» Существование центра поддерживают церкви области, особенно Никопольского региона.

Много лет в областном объединении координировал служение в местах лишения свободы, ныне почивший, служитель центральной церкви, ветеран Великой Отечественной войны, брат Качан Д.А.

Он и другие братья посещали места лишения свободы, искали любые возможности проповеди Евангелия заключенным, проходили служения, совершались крещения. Некоторые освободившиеся сегодня успешно продолжают и развивают это нелегкое служение.

Изображение Изображение

Изображение Ответственная за сестринское служение в Днепропетровской области Любовь Абрамова рассказывает о том, что их работа включает в себя четыре основных направления, это: Молитва, Изучение Слова Божия, Участие сестер в евангелизациях, Милосердие и посещения. Сестры учатся исследовать Писание, проводят лагеря для пожилых сестер и вдов, для детей, опекают молодые супружеские пары, посещают больных и престарелых. Заместитель старшей сестры области Светлана Визир говорит: «Мое стремление объединить сестер для служении Богу и людям».

Изображение В области около 10 лет ведется работа отделения «Української Армії Спасіння» под руководством служителя одной из церквей Дашивца С.Н., подполковника в отставке.

За это время тысячам военнослужащих проповедано Слово Божье, розданы Новые Заветы, построен армейский христианский центр благовестия и много других добрых дел. Всеукраинское объединение христиан-военнослужащих призывает: «За Бога! За веру! За Украину!»

Изображение Изображение Изображение

Сегодня братья – члены областного пресвитерского совета, проводят работу по многим направлениям. Это, в первую очередь, освящения вновь построенных молитвенных домов, рукоположения новых братьев на служения в церквях области, наставнические беседы с руководителями служений, организация фестиваля «Христос дает надежду», участие в больших фестивалях-евангелизациях, таких как «Надежда есть» с участием Франклина Грэма. Проводятся также встречи по местам с ветеранами Отечественной войны и труда, встречи с давними членами церквей, попечительство молодых членов церквей, молодежного центра «Альфа и Омега» и многое другое.

Изображение Изображение

Изображение Старший пресвитер церквей ЕХБ Днепропетровской области Бокоч Степан Васильевич говорит: «Чтобы в церквях области динамично и равномерно развивались все виды служений, от детей до пожилых членов церкви, от скептично настроенных до активных лидеров отделов служений,я, три моих заместителя и десять региональных пасторов, постоянно ведем попечительскую работу, проводим семинары по обмену добрым опытом служения. Посещая церкви и группы, стараемся ободрить и вдохновить братьев и сестер на благовестие и усердие, на участие, внимание и терпение для созидания и роста церкви.

Ещё фотографии:

Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение

Последние комментарии