Может ли христианская философия дать ответы на эти вопросы?


Strannik
Strannik аватар

Если души человеческие рождаются при появлении на свет младенца, как «чистый лист», то в чем причина того, что разные личности проявляют наклонности, способности достаточно различные и не зависящие от понятий, привитых воспитанием или полученных в результате образования? Если принять на веру, что человек рождается испорченным «первородным грехом», то почему эта степень «испорченности» разная? Откуда у некоторых детей берутся врожденные чувства, порой весьма различные: достоинства или низости, ранние инстинкты порока или добродетели, резко несогласные со средой, в которой дети эти родились и выросли? Откуда у некоторых детей в самом раннем возрасте появляется выдающаяся способность к какому-либо роду деятельности или науке, тогда как остальные остаются всю жизнь посредственностями? Откуда у одних есть врожденные и интуитивные идеи, которых нет у других? Почему некоторые люди, независимо от образования, более «продвинуты», чем другие?
Хотелось бы узнать мнение знающих людей: может ли христианская философия дать ответы на эти вопросы? В чем причина вышеуказанных примеров различий? И самое главное, как совместить эти различия с идеей всеобщей справедливости. Ведь Господь любит всех Своих детей одинаково, не так ли?
Не кроется ли объяснение в идее "множественности жизней", воплощений? И вышеупомянутые различия личностей являются результатом "наработок", или наоборот "упущений, регресса" в прошлых жизнях?

igorshtanko (не проверено)

Я пытаюсь понять глубину и суть Ваших вопросов и не могу  их понять. Какой философии Вы отдаете предпочтение или придерживаетесь?


1.Судя по  открытой Вами теме:"Может ли христианская философия дать ответы на эти вопросы?"  идея "множественности жизней" присуща философии кришнаитов и др. религиозных сект.


2.Вместе с тем комментарий №35 в теме:"Что значит познать Бога?" говорит о новой философии, продвигаемой некоторыми бывшими генералами-идеологами  бывшего СССР (например ПЕТРОВ К.П. "Концепция общественной безопасности").

3. Также можно склониться к мысли о том, что Вы ищете Истину, участвуя в христианских форумах, излагая там свои мысли по существу тем. Но тогда  почему ищете не там?


Так кто же Вы? Заблуждающийся или провокатор?

Bezlikiy
Bezlikiy аватар

Здравствуй Странник... так что же...посещаешь ли ты еще этот форум...кажется я могу ответить на твои вопросы...но прежде я хочу узнать принимаешь ли ты еще участие в переписке...?

Strannik
Strannik аватар

Здравствуй Странник... так что же...посещаешь ли ты еще этот форум...кажется я могу ответить на твои вопросы...но прежде я хочу узнать принимаешь ли ты еще участие в переписке...?

 

Приветствую! С удовольствием побщаюсь.

Alexandr
Alexandr аватар

..кажется я могу ответить на твои вопросы..

Так где же ответы? Мне тоже интересно.

Strannik
Strannik аватар

Так кто же Вы? Заблуждающийся или провокатор?

Я хотел бы придерживаться философии, которая дает адекватные ответы на большинство мировоззренческих вопросов. Разве это не правильно - стремиться именно к такой системе миропонимания?

igorshtanko (не проверено)

Здравствуйте Strannik! Поскольку Вы задаете мне вопрос - отвечаю:

-Вы придеживаетесь философии, которая искажает миропонимание (например когда мы смотрим на окружающий мир сквозь дефектный оптический прибор);

-правильное миропонимание может дать Дух Святой, который от Творца, и который только через Иисуса Христа (это когда на мир мы смотрим не своими глазами, и не при помощи оптических приборов, а глазами Бога, который и сотворил этот мир).

Пожалуйста. Я думаю, что и другие участники форума захотят прокомментировать Ваш вопрос.

Strannik
Strannik аватар

Здравствуйте Strannik! Поскольку Вы задаете мне вопрос - отвечаю:

-Вы придеживаетесь философии, которая искажает миропонимание (например когда мы смотрим на окружающий мир сквозь дефектный оптический прибор);

-правильное миропонимание может дать Дух Святой, который от Творца, и который только через Иисуса Христа (это когда на мир мы смотрим не своими глазами, и не при помощи оптических приборов, а глазами Бога, который и сотворил этот мир).

Пожалуйста. Я думаю, что и другие участники форума захотят прокомментировать Ваш вопрос.

 

Я задавал вопрос не лично Вам, а всем форумчанам, кто захочет на него ответить. Во-вторых, я нигде не указывал, какой философской системы или верования придерживаюсь лично я. Просто пытаюсь осмыслить некоторые явления в окружающем мире, вот и все.

И, в-третьих, если Вы имеете "от Духа Святого" ответы на указанные вопросы, то любопытно было бы узнать через Вас, что именно Он говорит по этому поводу.

Anton
Anton аватар

Strannik,

Бог не оставил Вселенную после сотворения, Он активно учавствует в происходящем, зная, что происходит, и зная, зачем это происходит. Особенно Его интересуют люди, Он творит каждого уникальным, предузнавая и предназначая для какого-то своего вклада в ткань этого мира.

Об участии Бога в сотворении каждого из нас:

Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. (Псалом 138:13-16)

О важности искупления для того, чтобы мы могли соответствовать этому предназначению (т.е. грех мешает этому - но Бог зовёт каждого человека на путь избавления, и тут и проявляется Его справедливость - и любовь):

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы--Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. (Еф.2:8-10)

Исходя из этого я верю, что нет людей неталантливых, или ущербных по Божьей воле - каждому Бог дал какую-то удивительную способность, склонность, но не все из нас хотят её раскрывать - и тем более не все хотят раскрывать эти склонности для славы Творца.

Но Вы в своём вопросе подразумеваете (если я вкладываю свои мысли Вам в уста - поправьте меня), что различия между людьми приводят к разной мере справедливости, т.е. жизнь трудна или легка в зависимости от природных наклонностей. Даже по житейскому опыту позволю себе усомниться - более "продвинутые" люди не получают более лёгкую жизнь. Я не семи пядей во лбу, но иногда и мне хотелось бы глядеть на мир проще (чему я вижу примеры вокруг меня) - а уже не получается.

У каждого жизнь тяжела по-своему. Но и каждый имеет в себе уникальные таланты от Бога, надо только их искать и не зарывать в землю (известная ведь притча, на эту же тему).

С уважением,
Антон

Strannik
Strannik аватар

Хороший ответ, Антон, респект. Но очевидно, что к различной мере справедливости  приводит не различие между людьми даже, а различие в обстоятельствах, в которые они  помещаются. Хотя и различие в склонностях тоже наблюдается. Человек родившийся  семье христианского пастора и родившийся в семье алкоголика заведомо имеют разные стартовые условия. "Общество равных возможностей" - это из области сказок про капиталистический рай. На самом деле возможности очень разные.

Anton
Anton аватар

Приятно, спасибо Smile

Я не думаю, что возможности и обстоятельства решают. По-моему всё гораздо сложнее, до непредсказуемости. По Вашему же примеру, я знаю и детей пасторов, которые стали нехорошими людьми (при этом зная, что говорить и как себя вести, чтобы по воскресеньям выглядеть благочествио), и детей "алкоголиков", которые, хоть и не всегда отёсаны, но гораздо честнее и приятней в общении и взаимодействии, чем подавляющее большинство "продвинутых", интеллектуалов и прочего бомонда.

Есть ещё наблюдение, что "хорошие" и "плохие" (говоря условно) поколения чередуются в семьях. Так что хорошие обстоятельства могут действовать и разрушительно.

Ну и равенство - миф, конечно же. Коммунистический или капиталистический, не важно. Клайв Льюис (в очень честном очерке "Баламут предлагает тост") подмечает, что равенства требуют не те, кто сам хочет чего-то добиться, а те, кто хочет помешать "выскочкам" добиваться своего. Бог дал нам много выбора, но мы им пользуемся себе во вред.

И в чём измерить "лёгкость" жизни? Если мы уже говорим о Боге, то нельзя считать только материальный или карьерный успех мерилом "состоятельности" человека. Есть больший успех, чем университеты, отдельные кабинеты, дорогие костюмы и лакированные автомобили, и этот успех так просто не увидишь, ведь он не полностью проявляется при жизни:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. (Мат.5:3)

С уважением,
Антон

rudn

 "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.(Мат.5:3)"

Не мы во Христе,а Он в нас! "и уже не я живу, но живет во мне Христос."                                                
      
Совесть,страх Божий,стремление искать Бога-признаки присутствия в нас естества нашего Творца! Господь вдохнул в нас часть Самого Себя==> Это  наш дух! Если стать послушными нашему духу-мы будем духовными! И каждый наш добрый поступок будет вознаграждён особым приятным ощущением гармонии с Творцом-"похвалой совести"!
Есть у нас и тело,которое вознаграждает нас,если мы делам то,что оно хочет.Оно хочет комфорта для себя и желает противного духу.
Мы-(наша душа)  всегда находимся под влиянием и духа и плоти.Наша плоть поражена грехом и обречена на смерть. Она,если ей угождать,погубит нас...
Наш дух,(у уверовавших),{как  младенец}нуждается в уходе и духовном питании.Здесь не до гордости! Нужно быть нищими,духом(голодными) и искать пищи духовной.
Наш дух  питается святынями:Словом Божиим,Причастием,общением с Господом.

1-е Тимофею 4:16  -      Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Человек-это сформировавшаяся  из генетического материала его родителей, особь. Кроме родительского,мы имеем от Бога ещё и Его "генетический материал"==> Это  наш дух! Выращивая в себе наш дух,мы  выращиваем в себе естество нашего Небесного Отца... От Иоанна 3:6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

igorshtanko (не проверено)

1. Может ли христианская философия дать ответы на эти вопросы?

Во-первых небольшое замечание, но существенное  для этой темы – Библия есть Слово Бога, а не «христианская философия».

2. И, в-третьих, если Вы имеете "от Духа Святого" ответы на указанные вопросы, то любопытно было бы узнать через Вас, что именно Он говорит по этому поводу.

Strannik, удовольствием отмечу, что Он говорит по Вашим вопросам. Разделил вопросы по группам, для того, чтобы не повторяться:

 3. Если души человеческие рождаются при появлении на свет младенца, как «чистый лист», то в чем причина того, что разные личности проявляют наклонности, способности достаточно различные и не зависящие от понятий, привитых воспитанием или полученных в результате образования?
 4. Откуда у некоторых детей в самом раннем возрасте появляется выдающаяся способность к какому-либо роду деятельности или науке, тогда как остальные остаются всю жизнь посредственностями? Откуда у одних есть врожденные и интуитивные идеи, которых нет у других? Почему некоторые люди, независимо от образования, более «продвинуты», чем другие?

Все от Бога:

«И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости…» (Даниил 1,17)

«Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника»  (Даниил 1.9)

«И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем.  И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его.»   (Даниил 1,19-20)

(цитаты не дают полного ответа, лучше прочти Даниила полностью)

  5. Если принять на веру, что человек рождается испорченным «первородным грехом», то почему эта степень «испорченности» разная? Откуда у некоторых детей берутся врожденные чувства, порой весьма различные: достоинства или низости, ранние инстинкты порока или добродетели, резко несогласные со средой, в которой дети эти родились и выросли?

Наказания, равно как и благословения, от Бога:

«Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.»  (Исход 34,6-7)

«…странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему…» (Бытие 26,3)

6. В чем причина вышеуказанных примеров различий? И самое главное, как совместить эти различия с идеей всеобщей справедливости. Ведь Господь любит всех Своих детей одинаково, не так ли?

Дети Божии – те, которые любят Бога и поклоняются Ему, благословляют и благодарят Его за Его милости и блага, за спасение в Иисусе Христе.

Причина различий – благословения Божии, и проклятия, которые человек навлекает на себя сознательно.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Иоанна 3,16)

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,  и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;  и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.  Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:  ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;  был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.  Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?  когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?  когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?  И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.  Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:  ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;  был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.  Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?  Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.  И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. » (Мтф. 25, 31-46)

Все зависит от самого человека - избрать благословения или проклятие.

«Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну»  (Бытие 12,3)

«Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.» (Псалом 33,2)

В этом состоит любовь и  справедливость Божья – каждому по делам, т.е. по нашей вере, из которой происходят наши дела.

 7. Не кроется ли объяснение в идее "множественности жизней", воплощений? И вышеупомянутые различия личностей являются результатом "наработок", или наоборот "упущений, регресса" в прошлых жизнях?

Не думаю, что это так. Эти идеи из человеческих философий, которые в нашей жизни зачастую играют роль дефектного оптического прибора, искажающего миропонимание. Не боюсь повторения: правильное миропонимание дает Бог в Иисусе Христе.

PS. Бог может изменить "генетическую зависимость" человека , или свободить его от "тяжелого генного наследия." Это моя уверенность, потому что мой Бог - всемогущий Бог, и примеров тому множество. Нужно только захотеть их увидеть, увидеть чудные и дивные дела Божии.

Strannik
Strannik аватар

Я не думаю, что возможности и обстоятельства решают. По-моему всё гораздо сложнее, до непредсказуемости. По Вашему же примеру, я знаю и детей пасторов, которые стали нехорошими людьми (при этом зная, что говорить и как себя вести, чтобы по воскресеньям выглядеть благочествио), и детей "алкоголиков", которые, хоть и не всегда отёсаны, но гораздо честнее и приятней в общении и взаимодействии, чем подавляющее большинство "продвинутых", интеллектуалов и прочего бомонда.

Есть ещё наблюдение, что "хорошие" и "плохие" (говоря условно) поколения чередуются в семьях. Так что хорошие обстоятельства могут действовать и разрушительно.

============

Ваши наблюдения абсолютно верны. Нельзя не признать этого различия. Точно также, как сложно отрицать "избирательную справедливость", ее разную меру, если стоять на позиции, что мы только единожды появляемся в этом мире и на основании одной единственной жизни. Вопрос не в том, "кто кем стал", а кто куда был "помещен изначально".

Strannik
Strannik аватар

Причина различий – благословения Божии, и проклятия, которые человек навлекает на себя сознательно.

 

Я говорил о явных различиях в обстоятельствах, куда посмещается каждый человек при его рождении. Да и характер ребенка проявляется с первых дней после рождения, с разными наклонностями и потенциалом дальнейшего развития. О каких "проклятиях" Вы говорите, если речь идет о новорожденных младенцах?

Anton
Anton аватар

Strannik,

Вопрос не в том, "кто кем стал", а кто куда был "помещен изначально".

Да, поэтому мой более ранний комментарий остаётся в силе, у всех нас разные условия, включая начальные, потому что Бог для каждого из нас знает Свой план, и он не для всех одинаков. Я только хотел дополнить, что и "успешность" - понятие очень относительное. К этому и привёл цитату про нищих духом (только я не совсем понял, что именно Rudn пытался на неё ответить) - счастье не подчиняется законам мира.

igorshtanko (не проверено)

Strannik. каждый родившийся в этот мир помещается в одинаковые обстоятельства. Это выражается в духовной свободе выбора, а не в материальных понятиях. Это во-первых.

Во-вторых, физическое рождение личности, как Вы справедливо заметили, сопровождается проявлением характера в первые часы и дни рождения. Наделение человека характером, способностями, наклонностями, потенциалами и т.д. с момента зачатия - прерогатива Бога, т.е Божий промысел (закрытая для человека область, равно как рождение и смерть человека).

В-третьих, по поводу понятия "проклятие".  Имеется несколько значений этого слова:

1. Официальное отлучение от церкви, анафема. 2. Крайнее осуждение 3.Бранное слово,выражение негодования. 4. Выражает крайнее раздражение, досаду.

Исходя из того, что излагалось выше, в случае с новорожденными младенцами, прямая вина за проклятия ложится на родителей новорожденных детей, дедов, прадедов, прапрадедов, которые своими грехами и противлением против Бога навлекли проклятия не только на себя, но и на своим потомков. Я думаю, что с такими фактами Вы знакомы?

«Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.»  (Исход 34,6-7)


В редких случаях Бог допускает физическую ущербность с рождения, для того, чтобы проявилась в этом человеке слава Его. Но в таких случаях это скорее не проклятие, а благословение.Smile

rudn

Извините Антон. Я не отвечал вам,а просто привязал ваше окончание к моему началу.
Отвечал я Страннику-что говорит  христианская философия...

Anton
Anton аватар

Rudn, теперь я понял, спасибо Smile